Подбор автомобильных дисков
Важно! Если ваша машина на гарантии.
Покупка нештатного колеса взаимозаменяемого размера – достаточная причина отказать вам в гарантийном обслуживании автомобиля. Выясните в техцентре, осуществляющем гарантийное обслуживание – шины (и соответственно диски) какого размера разрешается ставить на вашу машину. Часто именно в вашем техцентре продаются нужные вам зимние (летние) шины и диски к ним. Иногда цены бывают «несправедливые». Но ведь никто не может запретить купить такой же товар в другом месте!
Если определились с типом диска (литой или кованый и т. д.), то теперь нелишне будет определиться со следующими моментами.
Ширина обода.
Запомните! Есть золотое правило: она должна быть на 25-30% меньше ширины профиля шины. Допустим, Вы ищете под шину 195/70 R15. Ширина ее профиля 195 мм. В дюймах это будет 7,68 (надо 195 разделить на 25,4). Отнимите от этой величины 25% или 30% и полученное число округлите до ближайшего значения из стандартного ряда. Получите 5,5 дюйма - обод именно такой ширины нужен для шины 195/70R15.
Предупреждение!
Использование как слишком широких, так и слишком узких дисков (относительно ширины профиля шины) нежелательно: нарушается проектный профиль шины (боковины либо сжаты закраинами обода, либо растянуты на нем), из-за чего ухудшаются ее ездовые характеристики - реакция на поворот, сопротивление уводу, боковая жесткость. Допустимое отклонение ширины обода от нормы составляет 0,5 - 1,0 дюйма для дисков с монтажным диаметром до 14 дюймов; и 1,0 - 1,5 дюйма - для дисков с диаметром 15 дюймов и более. Но лучше, конечно, брать диск точно под шину.
Диаметр диска
Полный ряд монтажных диаметров легковых и внедорожных дисков:10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19 дюймов. Подавляющее большинство современных автомобилей бегает на 13-, 14-, 15- и 16-дюймовых дисках. В последнее время наблюдается стойкая тенденция к увеличению монтажного диаметра; машины для которых штатными являются, например, 13-дюймовые диски, переводят на 14 дюймовые, 15 на 16 и т.д. Это объясняется стремлением использовать шины низких и сверхнизких серий, поскольку их ездовые качества лучше, чем шин высокого профиля. А чем ниже серия шины, тем меньше в колесе резины и, соответственно, больше металла - ведь наружный диаметр колеса остался неизменным. При использовании стальных дисков монтажный диаметр особо не увеличишь - это приведет к возрастанию массы колеса, что нежелательно. А применение легкосплавных дисков позволяет увеличивать монтажный диаметр диска, не утяжеляя колесо в целом. Предупреждение! На спортивных версиях автомобилей тормозные механизмы больше, чем на неспортивных, - следовательно, и диски должны быть больше его монтажного диаметра, иначе тормоз упрется в обод. Например, 15-или 16-дюймовый хотя на тюнинговых, спортивных и внедорожных автомобилях могут использоватся и более широкие диски - до 13,5 дюйма.
Диаметр расположения отверстий крепления
(обозначается PCD - Pitch Circle Diameter) и количество этих отверстий. Например, PCD100/4 - 4 отверстия на диаметре 100 мм.
Предупреждение! Поскольку отверстия крепления делают с солидным допуском в плюс по диаметру, можно ошибиться в выборе PCD, если он отличается от штатного на пару миллиметров.
Например, на ступицу с PCD100/4 часто надевают колесо PCD98/4 (98 мм от 100 на глаз не отличишь). Это недопустимо. В этом случае из всех гаек (или болтов) только одна будет затянута полностью; остальные же отверстия 'уведет' и крепеж останется недотянутым или затянутым с перекосом - посадка колеса на ступицу будет неполной. На ходу такое колесо будет 'бить', кроме того, не полностью затянутые гайки будут откручиваться сами собой.
Диаметр центрального отверстия диска (устойчивого международного обозначения нет).
У штатных колес автомобиля центральное отверстие, как правило, точно подогнано к ступице оси; на заводах принято центрировать колесо именно по нему - его диаметр является посадочным. Но если Вы покупаете диск в магазине, не удивляйтесь тому, что центральное отверстие может оказаться больше положенного. Производители запчастей часто делают отверстие заведомо увеличенного диаметра и снабжают диск набором переходных колец, что позволяет использовать его на разных моделях автомобилей. Колесо в этом случае центрируют по PCD.
Вылет колеса.
Это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной плоскостью колеса. Вылет может быть нулевым, положительным (ступица диска выпячена наружу относительно середины обода) и отрицательным (ступица утоплена). Для каждой модели автомобиля вылет рассчитывается так, чтобы обеспечивались оптимальная устойчивость и управляемость машины, а также наименьшая нагрузка на подшипники ступиц. Немцы обозначают вылет ET (допустим, ET30 (мм), если его величина положительная, или ET-30, если отрицательная), французы - DEPORT, производители из других стран обычно пользуются английским OFFSET.
Предупреждение! Не ставьте на автомобиль колеса с нештатным вылетом. Уменьшение вылета делает колею колес шире; хотя это немного и повышает устойчивость автомобиля и придает ему стильный гоночный вид, но вместе с тем резко перегружает подшипники ступиц и подвеску. Увеличить же вылет, т.е. сузить колею , как правило, невозможно - диск упрется в тормоз.
И последнее
Типоразмеры болтов и гаек крепления колеса. Если Вы меняете стальной штампованный диск на легкосплавный, возможно, придется использовать болты (или шпильки) большей длины, чем штатные, - легкосплавный диск толще стального. Кроме того, старый крепеж не подойдет, если на новом диске предусмотрены отверстия, допустим под затяжку на сферу, а имеющиеся у Вас болты (штатные) затягиваются на конус.
Виды автомобильных дисков
Колесные диски делятся на две большие группы: стальные и сделанные из легких сплавов.
Стальные диски
Стальные диски, точнее, их части, штампуют из листа, а потом эти части соединяют сваркой. Получается предельно дешево и достаточно качественно — именно поэтому подавляющее большинство автомобилей на заводском конвейере оснащают стальными.
Достоинства:
- невысокая цена;
- довольно высокая прочность и возможность восстановления даже в случае очень сильного смятия закраин.
Основные недостатки:
- большая масса,
- невысокая точность изготовления (а значит, возможны проблемы с балансировкой) и устаревший дизайн.
- невысокая коррозионная стойкость, во многом обусловленная качеством покрытия. При этом самая низкая коррозионная стойкость у дисков, покрытых эмалью и электрофорезом.
Легкосплавные диски
Легкосплавные диски по многим свойствам лучше стальных. Они допускают любые игры с дизайном, у них высочайшая точность изготовления, они прекрасно отводят тепло от тормозного узла, но главное — они легкие (чем легче диски, тем меньше общая масса неподрессоренных частей автомобиля, а значит, тем лучше). Это общие достоинства. Уточненно же судить об их плюсах и минусах можно, лишь учитывая, каким способом и из какого именно сплава они сделаны — тут много нюансов, колесо колесу рознь.
По способу изготовления легкосплавные диски делятся на литые и кованые.
Литые диски
Литой диск имеет зернистую внутреннюю структуру металла, и в этом его основной минус: при долгой езде по колдобинам в металле идет процесс накопления микротрещин (невидимых и потому опасных), которые рано или поздно проявят себя — от сильного удара диск может расколоться.
Недостатки:
- литой диск требует серьезной защиты поверхности, без этого он быстро покрывается белесой оксидной пленкой и теряет товарный вид.
- он довольно хрупкий; при очень сильном ударе раскалывается, что на высокой скорости чрезвычайно опасно. Чтобы обеспечить достаточную механическую прочность, приходится увеличивать толщину стенок, а это снижает столь желанный выигрыш в весе.
Кованые диски
Ковка обеспечивает исключительно высокую прочность и жесткость конструкции. Кованый диск держит сильнейшие удары; в крайнем случае он не лопается, как литой, а гнется без образования трещин, что, безусловно, безопаснее. Кроме того, он очень легкий. Сравните: стальной штампованный диск, допустим, для 7-й модели ВМW весит 9 кг, литой алюминиевый - 7,8 кг, а кованый алюминиевый - 6,8 кг.Помять его теоретически можно, но скорее разлетится подвеска, чем помнется закраина кованого колеса.
Коррозионная стойкость кованого диска значительно выше, чем литого, а значит, ниже требования к защите поверхности. Если бы не высокая стоимость, обусловленная сложностью технологии, кованые диски, наверное, давно бы вытеснили все остальные - по большинству характеристик кованым нет равных.
Льют и куют диски из алюминиевых и магниевых сплавов. Если расположить легкосплавные диски в порядке «от минуса к плюсу» по чисто техническим параметрам, то ряд будет таким: литой магниевый (легкий, но капризный, быстро растрескивается), литой алюминиевый (нормальный по совокупности качеств), кованый алюминиевый (прочный и легкий) и кованый магниевый (сверхпрочный и легкий). Но при выборе дисков, понятно, не только технические параметры играют роль. Советуем сразу отбросить крайности: магниевые диски, как литые диски, так и кованые, — большая редкость, их, как правило, делают только на заказ для спортивных машин.
ПРЕИМУЩЕСТВА ЛИТЫХ ДИСКОВ
Литые диски, как следует из названия, производятся путем литья в заранее заготовленную матрицу. Еще такие диски называют легкосплавными – это справедливо, потому что, в отличие от штампованных, они изготавливаются не из стали, а из более легких сплавов: как правило, алюминиевых, а в случае с дорогими изделиями – магниевых и титановых. После изготовления диски могут дополнительно окрашиваться, полироваться или покрываться лаком.
Основные преимущества литого диска – это меньшая по сравнению со «штамповкой» масса, существенно большая прочность, коррозионная стойкость, а также куда более эстетичный и разнообразный дизайн. С массой в данном случае все понятно: она меньше благодаря использованию более легкого материала. Более высокая прочность и коррозионная стойкость – тоже следствие применяемых материалов и технологии изготовления: литой диск способен выдержать без деформации гораздо большую нагрузку и не ржавеет даже при повреждении поверхности. Ну а внешний вид зависит исключительно от применяемой матрицы, и это позволяет создавать многие тысячи вариантов внешности диска. Дополняется внешность окраской: зачастую диск одного дизайна существует в разных цветовых исполнениях.
Для всех этих пунктов необходимо снижение массы автомобиля, что вполне достижимо с применением “литья”. Только вот они не намного легче штампованных, т.к. из-за хрупкости литых дисков производители намерено увеличивают жесткость и прочность, а это сказывается на весе. Литые диски немного легче штампованных, но разница не столь существенна.
Все четыре диска снизят массу автомобиля примерно на 10 килограмм, что мало скажется, как на расходе топлива, так и на динамических характеристиках. Почувствовать улучшение смогут только автоспортсмены, и то не на каждом автомобиле. Для них применение более легких дисков оправдано, ведь победа в соревнованиях определяется долями секунд, которые способны принести более легкие колеса по сравнению со штампованными.
Другое преимущество литых дисков - это улучшенное управление. Это достигается благодаря снижению массы колеса. С литыми колесами машина лучше обрабатывает профиль дороги и более чувствительна к разным неровностям. Но есть ложка дегтя. На автомобиле с зависимой подвеской результата не будет, ведь какой-либо положительный эффект будет только на машине с независимой подвеской.
Краткое резюме: легкосплавные литые диски красивые, легкие и прочные, их стоит выбирать, если вы хотите получить оптимальный баланс характеристик за умеренные деньги.
РЕКОМЕНДУЕМОЕ ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ АВТОМОБИЛЯ
Рекомендуемое давление в шинах автомобиля важно для оптимального расхода бензина и длительного срока их эксплуатации. Расскажем, какое должно быть оптимальное давление в шинах.
ЕСЛИ ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ ВЫШЕ/НИЖЕ ОПТИМАЛЬНОГО?
Если давление в шинах превышает нужные показатели, то усложняется управление машиной на дороге, она будет подпрыгивать на ямах. В перекаченных колесах покрышка становится твердой, а поверхность сцепления с дорогой значительно уменьшается. Покрышка может повредиться о выбоину, к тому же на перекаченной шине неровно стирается протектор, уменьшается срок его службы, а также снижается комфортность движения.
Однако, перекаченные шины чувствительнее к управлению рулем, они повышают устойчивость автомобиля в поворотах. По этой причине давление в шинах спортивных машин выше обычного. Также при полной загрузке автомобиля и перевозки тяжелых грузов, авто производители советуют немного подкачать задние колеса. В обычных условиях эксплуатации перекачанные покрышки могут навредить.
Если давление в шинах ниже оптимального, то увеличится расход бензина, а шины изнашиваются быстрее. Кроме того, изменяется угол наклона колеса, внутренняя структура покрышки при этом ослабляется, т.к. центральная часть шины слегка вдавливается по направлению вверх, оптимальная передача усилия на дорогу производиться только краями шины. Низкое давление повышает внутреннюю температуру в шине, что увеличивает сопротивление. Это приводит к сильному повышению температуры шины и ее разрушению, а также увеличению тормозного пути. В результате расход топлива увеличивается до 5%, а износ покрышки - на 25%.
Если автомобилист в год проезжает на не докаченных шинах 20 000 км, то ему потребуется дополнительно 540 литров бензина в год. Автомобиль с не докаченными шинами менее устойчив на поворотах, имеет более длинный тормозной путь, а колеса хуже управляются рулем, что может привести к заносу.
Колесо с нормальным давлением воздуха полностью соприкасается с поверхностью дороги. Происходит равномерный износ профиля и обеспечивается лучшее сцепление с дорогой.
КАКОЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ОПТИМАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ?
У каждой модели автомобиля свое оптимальное давление в шинах. Оно пишется на стикере, который крепится на внутреннюю сторону двери машины со стороны водителя или на дверцу бардачка. Когда подкачиваете колеса, руководствуйтесь именно этой цифрой. Если этих данных на двери нет, то их можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Нельзя накачивать давление до цифры, указанной на шине. Это цифра обозначает максимальное давление, которое выдержит покрышка. Подробнее в статье про маркировку шин и обозначения.
Проверять давление в шине нужно при помощи манометра. Манометр плотно вставляется в открытый ниппель. Если слышите свистящий звук, это значит, что из шины выходит воздух, крепче вдавите или закрутите до конца манометр в ниппель.
Проверять давление в шине нужно на холодном автомобиле. Дело в том, что когда машина едет, за счет трения колес с дорогой температура в шинах поднимается, и давление увеличивается. Чтобы узнать реальное давление, нужно, чтобы машина постояла несколько часов, а лучше всю ночь.
Если давление ниже рекомендуемого, можно подкачать колесо при помощи авто компрессора. Если случайно перекачали, то нажмите на ниппель, и воздух начнет выходить из шины. Когда вынимаете ниппель при накачке покрышки, воздух может немного спускать - рекомендуется немного, на 0.1 атмосферу, перекачать колесо.
Полезные советы по уходу за литыми дисками
На покупку литых или кованых дисков решаются далеко не все автолюбители. Это и не удивительно, ведь стоимость подобной покупки зачастую очень высокая. Часто приходится во многом себе отказывать, чтобы «порадовать» себя и свой автомобиль новой обновкой.
Но как ухаживать за такими дисками? Как сохранить литой или кованый диск в целостности и поддержать его внешний вид в должной форме.
Ранее литые диски устанавливались исключительно на спортивные автомобили для снижения общей массы транспортного средства и обеспечения дополнительной вентиляции тормозных колодок. Сегодня же такие диски очень популярны и их покупку может позволить себе любой автолюбитель. И все бы хорошо, но одну из основных опасностей для внешнего вида изделия несет ржавчина (коррозия). В данной статье перечислим наиболее полезные советы, которые помогут сохранить внешний вид литого диска на протяжении многих лет.
Как мыть литые диски?
Одним из самых важных является вопрос мытья литого диска. Вообще, вымывать изделие от грязи необходимо как можно чаще. Для этих целей можно использовать специальный шампунь. Хорошо почистить диск при помощи обычной тряпки вряд ли получится, поэтому предпочтение лучше отдавать мойке водой под высоким давлением. По завершению работы колесо необходимо хорошо протереть и дать высохнуть.
Как полировать литые диски?
После качественной мойки можно приступать к полировке изделия. Для этих целей понадобится хороший полироль для литых дисков. Нанесение должно производиться аккуратно, небольшими порциями. Разбейте круг визуально на несколько участков и полируйте каждый из них по отдельности.
Состав необходимо тщательно втирать до появления ожидаемого блеска. Полировка литых дисков – это необходимое мероприятие для придания красивого внешнего вида изделию и для защиты металла от негативного воздействия влаги.
Как обслуживать литые диски?
У кованых дисков есть один очень неприятный недостаток, который часто проявляется на наших далеко не идеальных дорогах. При попадании в яму и сильном ударе велика вероятность откалывания куска изделия. В итоге спускает колесо, и диск приходится менять. А ведь это очень дорого.
Чтобы избежать данной неприятности, необходимо периодически осуществлять осмотр кованого диска на факт повреждений. Если таковые имеются, то необходимо незамедлительно отправляться на СТО.
Как часто производить балансировку?
В большинстве случае балансировку достаточно производить один раз в год. Есть один интересный факт, о котором знают далеко не все автолюбители: плохо отбалансироавнные литые диски разрушаются гораздо быстрее. Кроме этого, балансировка – это очень важный фактор с позиции безопасности вождения, ведь не очень приятно, когда руль начинает «бить» даже при езде по шероховатой поверхности.
Нужны ли дополнительные напыления?
Автолюбители часто наносят на литые диски специальное напыление, которое надежно защищает изделие от влаги. Это действительно крайне полезная манипуляция, но использование таких составов будет актуальным только после качественной полировки. В такой ситуации образуется двойная защита.
Следите за своими литыми дисками авто, ухаживайте за ними. И тогда они долгое время будут «баловать» вас ярким блеском на солнце.
Колесные диски для зимнего сезона?
Колесным дискам отведена важная роль промежуточного звена между шиной и ступицей автомобиля. Ведь известно, что колесные диски являются не только элементом внешнего дизайна машины. В действительности, диски выступают в качестве неотъемлемой части конструкции трансмиссии машины, а значит, они в немалой степени способствуют комфортности управления и безопасности движения автомобиля на дороге. При выборе колесных дисков приходится учитывать несколько параметров — вылет Диска, количество отверстий для крепления, ступичное отверстие, особенности изготовления, компания-производитель. Однако многие автовладельцы не задумываются о еще одном важном моменте. Колесные диски, как и автомобильную резину, желательно иметь на оба сезона – зимний и летний. Почему это так важно, и какие диски лучше всего подходят для суровой российской зимы?Конечно, деление автомобильных дисков на летние и зимние носит довольно условный характер, чего нельзя сказать о летних и зимних покрышках. Тем не менее, нужно понимать, что различные колесные диски в зимних и летних условиях ведут себя совершенно по-разному. Современные автомобильные диски обладают высокой прочностью и надежностью, они не боятся холодов или снега. Но зато они страдают от другого явления, характерного для зимы – дорожной каши. В холодные месяцы года коммунальные службы в городах и мегаполисах широко используют различные химические реагенты для борьбы с гололедом. Ежедневный контакт с этими химическими веществами зачастую оказывает губительное воздействие на автомобильные диски. Дорожная каша или грязь при механическом повреждении дисков постепенно приводит к появлению пятен, коррозии и преждевременному износу. Поэтому не удивительно, что в зимний период автомобильные диски изнашиваются гораздо быстрее. Естественно, что каждому автовладельцу хочется сохранить диски целыми и невредимыми как можно дольше, особенно если речь идет о стильных, литых дисках с красивым лакокрасочным покрытием. И тут приходится задумываться о замене колесных дисков в зимний сезон, главным образом, из соображений экономии и долговечности эксплуатации. Сегодня в продаже представлены самые разнообразные колесные диски для автомобилей. Но принято выделять три основных типа колесных дисков — штампованные стальные, литые легкосплавные и кованые легкосплавные. Они отличаются друг от друга, прежде всего, способом изготовления, внешним видом и ценой. Для того чтобы разобраться, какие из этих дисков лучше всего подходят для эксплуатации в жестких зимних условиях, необходимо рассмотреть их подробнее.
Литые легкосплавные диски
Такие автомобильные диски изготавливаются из алюминия, который намного легче стали, что обеспечивает большую плавность хода, управляемость и динамичность автомобиля. Но самое главное преимущество литых дисков заключается в их эстетичном внешнем виде. Автомобиль со стильными литыми дисками смотрится очень красиво и солидно. Для многих автовладельцев именно привлекательный внешний вид литых дисков является основным доводом в пользу их выбора для своей машины. Но насколько будут хороши литые легкосплавные диски в зимний период? С одной стороны, литые диски из алюминия отличаются довольно высокими антикоррозионными свойствами. Плюс они еще и более стойки к ударам, чем штампованные диски, хотя их и сложно восстановить после серьезных механических повреждений из-за образования многочисленных микротрещин. С другой стороны, в условиях длительного контакта с дорожной кашей, которая включает в себя различные химические реагенты, лак на таком диске часто трескается и отслаивается. Это приводит не только к ухудшению внешнего вида дисков, но и к их более быстрому износу. А поскольку литые диски выглядят довольно эстетично и стоят немало, то многим владельцам просто не хочется рисковать ими в зимний период.
Штампованные стальные диски
Вместо более дорогостоящего и красивого легкосплава в зимний период выгоднее использовать простые штампованные стальные диски – именно такая мысль приходит в голову многим автовладельцам. Штампованные диски изготавливаются из стального листа и покрываются защитным слоем эмали или лака. Главное достоинство таких дисков состоит, конечно, в низкой цене, что и обуславливает их широкое распространение. Стальные диски, в частности, обойдутся владельцу автомобиля в два – три раза дешевле литых. Кроме того, они обладают хорошей пластичностью, а значит, при сильных ударах и механических повреждениях они не ломаются, а просто гнутся. Восстановить и отремонтировать штампованные диски в такой ситуации не составляет особых проблем. На первый взгляд кажется, что стальные диски – оптимальный вариант для зимних условий эксплуатации. По той простой причине, что их не жалко в силу дешевизны, возможности последующего восстановления и не слишком красивого внешнего вида. Однако у штампованных колесных дисков имеются существенные недостатки. Они отличаются громоздкостью, неэстетичным дизайном и невысокими антикоррозийными свойствами. На зимних дорогах, где присутствует снег, лед и различные реагенты, стойкость к коррозии является одним из важнейших параметров, непосредственно влияющих на долговечность эксплуатации дисков. В этом плане стальные диски не могут ничем похвастаться. Помимо этого, штампованные стальные диски с бескамерной резиной оказываются намного более опасными на зимней дороге, чем литые колесные диски. При внезапном торможении на ледяной или заснеженной дороге и последующей за этим разгерметизацией колеса в случае использования «штамповки» резина пробивается вплоть до диска. В результате, мгновенно теряется давление в поврежденном колесе и автомобиль становится полностью неуправляемым. Чем это грозит водителю и пассажирам на зимней дороге, объяснять не нужно.
Кованые легкосплавные диски
Кованые диски изготавливают путем горячей штамповки. Они обладают очень высокой прочностью и одновременно легкостью, пластичностью при механических повреждениях. Так же кованые диски отличаются высокой устойчивостью к коррозии. Они не ломаются, а гнутся при повреждении без образования трещин. Но чтобы они действительно согнулись, нужен удар очень большой силы. Если мы выбираем наиболее подходящие диски для эксплуатации в условиях российской зимы, то, безусловно, кованые диски здесь остаются вне конкуренции. Они практически не имеют недостатков за исключением одного и, к сожалению, весьма существенного – высокой цены. Стоят кованые легкоспалвные диски дороже литых. Итак, если подводить итог, то можно отметить, что для зимнего периода благодаря исключительной прочности и высокой устойчивости к коррозии лучше подходят кованые диски. Однако далеко не каждый автовладелец может их позволить себе в силу высокой стоимости. Поэтому зачастую приходится обращаться к другим вариантам. Для рядовых автолюбителей, возможно, оптимальным решением с точки зрения соотношения цены и качества будет покупка литых дисков. Что же касается штампованных колесных дисков, то они самые дешевые и не могут похвастаться какими-либо высокими эксплуатационными качествами. Но если, все же, для владельца машины “штамповки” являются наиболее предпочтительными, то при их выборе необходимо всегда обращать внимание на качество таких дисков и компанию производителя.
Дисбаланс колеса, методы устранения
Колесо изобрели давно, но о правильной форме и балансировке заговорили относительно недавно. Со времен зарождения автомобилестроения большое внимание уделялось техническим характеристикам двигателя, да и дорожное покрытие было далеко от хорошего. Но с возрастанием скоростей и улучшения качества дорог, появились новые требования к ездовому комфорту и управляемости.
Колесо – вращающийся предмет, устройство, который имеет правильную окружность, то есть все точки должны быть равномерно удалены от оси вращения, а центр тяжести совпадать с ней. Колесо должно быть абсолютно симметричным, к чему стремятся производители.
Когда колесо ровное и симметричное, дисбаланс возникает вследствие использования ступиц, тормозных дисков, барабанов, шин, имеющих неравномерные вращающиеся массы. Это снижает срок службы элементов подвески, рулевого управления, покрышек, а также влияет на безопасность дорожного движения.
Существует два вида дисбаланса колеса – статически и динамический. Статический дисбаланс – когда ось инерции, на которой располагается центр тяжести, параллельна оси вращения, но не совпадает с ней.
Рис 1. Статический и динамический дисбаланс.
Статический дисбаланс можно заметить при установке на ось вращения. При этом колесо непроизвольно начнет качаться, располагая неуравновешенную массу внизу. Чтобы отбалансировать колесо, необходимо прямо диаметрально на противоположной стороне колеса разместить компенсирующий груз. Это называется статической балансировкой.
Динамический дисбаланс можно обнаружить только при вращении колеса. Как правило, динамический дисбаланс появляется в горизонтальной плоскости. У такого колеса ось вращения проходит через центр тяжести, но не совпадает с осью инерционного движения, а образует некоторый угол. Во время вращения колеса в местах расположения неуравновешенных масс возникают силы, направленные противоположно центру тяжести. Для устранения динамического дисбаланса устанавливается компенсирующая огрузка с внутренней и внешней стороны обода, с противоположной стороны действия силы неуравновешенных масс.
Дисбаланс колеса возникает вследствие заводской конструкции протектора шины, специальных крепежных и регулировочных отверстий, отклонений при штамповке деталей. Точность производства деталей характеризуется радиальным и боковым биение. Радиальное биение возникает при несоответствии расстояний от любых точек протектора шины до оси вращения колеса. Боковое биение – несоответствие расстояний боковой части колеса за оборот от плоскости, перпендикулярной к оси вращения колеса.
Основные моменты, которые влияют на появление дисбаланса колеса:
• неравномерность толщины протектора по всей окружности, стыки и сварные швы, переменный шаг рисунка протектора, установка шипов в зимней резине, выпадение шипов по мере износа; • места наложения и стыков шинного корда, стыки в каркасе шины и брекере; • стык слоя, который герметизирует бескамерную покрышку; • не концентрические кольца каркаса шины, большой нахлест проволоки в кольце борта; • неравномерность углов расположения нитей каркаса и брекера; • не точности форм изготовления покрышек и дисков; • неравномерная толщина боковых стенок покрышек ободов; • совпадение самых жестких и тяжелых мест покрышки, выявляемых при маркировке и дефектовке.
Рис 2. Переменный шаг протектора.
Чаще всего дефекты дисбаланса колеса имеют внутренний характер, и определить их визуально практически невозможно. В этом случае производится обычная балансировка в зависимости от статического или динамического дисбаланса.
Но есть видимые дефекты, которые упрощают механизм выявления дисбаланса.
а) – одиночный стык
б) – два стыка
в) – два стыка рядом
Рис 3. Производные возникновения дисбаланса покрышки.
Улучшение качества изготовления дисков и шин обуславливается нормативами ГОСТ и ISO, которые с каждым годом все ужесточаются. По ГОСТ 4754-97 динамический дисбаланс шин вместе с колесом должен устраняться корректирующими грузами, как указано в таблице:
Обозначение
|
Номинальный посадочный диаметр обода, дюйм
|
Корректирующая масса, грамм, не более:
|
215/80R16C
|
12
|
50
|
13
|
60
|
14-16
|
70
|
16
|
140
|
225/75R16C
|
16
|
160
|
|
Из-за чего шина может лопнуть на ходу
Практически каждому водителю хоть раз в жизни доводилось слышать о случаях, когда лопнувшая во время движения автомобиля шина приводит к возникновению достаточно серьезных аварий. Если же машина движется на высокой скорости, то при разрушении одного из колес избежать катастрофы практически невозможно. Но как свести к минимуму вероятность возникновения подобных ситуаций. Ответ прост: достаточно лишь знать основные причины повреждения покрышек. Итак, основные факторы разрушения автомобильных шин следующие: • попадание колеса в яму на высокой скорости, в результате чего диск деформируется и возникает вероятность разгерметизации шины; • наезд колеса на инородный предмет, который способен разрушить конструкцию покрышки. Однако эти причины относятся к разряду тех, которых избежать весьма трудно, т. к. нужно обладать предельной внимательностью, чтобы объехать массу ям и инородных предметов, находящихся на дорожном полотне. Также в ходе эксплуатации автомобильных колес существует ряд факторов, которых избежать гораздо легче, предотвратив тем самым разрушение шины на ходу: • механические повреждения шин в виде грыж и порезов; • неправильное давление воздуха в шинах, которое зачастую приводит к перегреву резины и разрушению ее конструкции; • старение материала покрышки и утрата эластичности; • высокая степень износа резины. Прежде чем устанавливать шины, мы рекомендуем провести тщательный внешний осмотр, либо обратиться для этого к специалистам. Своевременный уход, контроль давления и внешнего состояния покрышек позволят предотвратить возникновение целого ряда неприятностей на дороге. Кроме того, по возможности лучше не покупать шины, бывшие в употреблении.
Как определить возраст автомобильных шин
Если по каким-то причинам автовладельцу необходимо узнать возраст автомобильной резины, то сделать он может без малейших усилий, обратив внимание на идентификационный номер, известный также среди водителей, как серийный номер шины. Однако, в отличие от идентификационных номеров, которые присваиваются транспортным средствам (VIN), серийные номера используются на многих других потребительских товарах (которые идентифицируют один конкретный пункт). При помощи идентификационного номера производители автопокрышек отображают на своей продукции партию выпуска, год и неделю, когда шина была произведена.
Например, Министерство транспорта США (DOT) вместе с национальной администрацией безопасности дорожного движения (NHTSA) требует, чтобы идентификационные номера шин входили в комбинацию букв DOT, и только после этого десять, одиннадцать или двенадцать цифр (и/или букв), представляющие собой идентификацию местоположение завода изготовителя, размер шины и код производителя, наряду с годом и неделей изготовления шины.
Автомобильные шины производства до 2000 года
Начиная с 2000 года, неделю и год выпуска автомобильных покрышек производители стали обозначать последними четырьмя цифрами идентификационного номера (2 первые - номер недели, 2 следующие - номер года).
В качестве примера приведено изображение, на котором:
• 51 – номер недели;
• 07 – номер года.
В то время, как идентификационный номер шины должны быть нанесен в обязательном порядке на одной боковине каждой шины, действующие правила также предъявляют требования, согласно которым, DOT и первые цифры идентификационного номера шин должны быть продублированы и на противоположной стенке.
Шины производства до 20000 года
Нанесение идентификационного номера, которые были произведены до 2000 года, основывается но там предположение, что их эксплуатационный ресурс не превысит 10 лет. Правда, при помощи этого номера водитель также мог получить необходимую информацию, такую как неделя и год выпуска изделия, даже несмотря на то, что она содержалась всего в трех цифрах. В первых двух цифрах идентифицировалась информация о неделе выпуска, а в третьей
Виды автомобильных дисков